Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви

В 1652 г. патриархом был провозглашен Никон — энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Вес­ной 1653 г. патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с право­славными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.

Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол, главой которого стал про­топоп Аввакум. Отделившиеся — раскольники-староверы — на­столько не переносили своих прежних братьев по вере (никони- анцев), что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.

К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протес­товавшего против усиления гнета со стороны церковной верхуш­ки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к центра­лизации и его самоуправством. Основную часть сторонников «ста­рой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с но­вовведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.

При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал про­водить исправление богослужебных книг, изменил некоторые об­ряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время цер­ковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а триж­ды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону рели­гии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался проти­вопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел от­крытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалим­ский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозерскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вер­нуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преда­ны анафеме как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отпра­вили в заточение, а позже он был сожжен заживо.

Похожие статьи