Молодёжь как субъект социальных отношений. Обществознание

В отечественном обществоведении долгое время молодёжь не рассмат­ривалась как самостоятельная со­циально-демографическая группа. В конечном счёте, преодолев (не без трудностей) и ограниченность классового подхода в опре­делении молодёжи, и узкоэмпирические понятия, характер­ные для многих западных школ и направлений, постепенно сформировался более широкий взгляд на эту социально-де­мографическую группу. И важнейшими группообразующими признаками молодёжи большинство авторов признали возра­стные характеристики и связанные с ними особенности соци­ального положения, а также обусловленные и теми и другими социально-психологические свойства.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цик­ла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-пси- хологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного устройства, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социали­зации.

Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, удаётся, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она явля­ется, во-вторых, акцентировать внимание на том, что харак­тер возрастных, социально-психологических и физиологиче­ских особенностей, специфических интересов и потребностей
молодёжи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном кон­тексте. Поэтому и молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, стало принято подразделять на две большие группы.

К первой группе относятся специфически молодёжные социальные проблемы: определение сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве об­щества; изучение запросов, потребностей, интересов и спосо­бов деятельности молодого поколения; исследование специ­фики процесса социализации молодых людей, их социально- профессиональной ориентации и адаптации в коллективе; анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.

Другую важную область социологического анализа состав­ляют такие проблемы, которые являются общесоциологиче­скими и в то же время либо преимущественно касаются моло­дёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодёжной среде (особенности воспитания молодёжи, развитие социальной и политической активности молодёжи, её роль и место в структурах власти и т. д.).

Молодёжь характеризуется прежде всего теми обществен­ными отношениями и общественными формами, которые системно определяют (детерминируют) её в самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. То есть речь идёт о потенциальных силах молодёжи. Отличи­тельное социальное качество молодёжи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент его становления социальную структуру общественных отноше­ний, но и участвовать в её активном совершенствовании и пре­образовании.

Другой характеристикой молодёжи является то, что конк­ретные условия бытия этой группы определяют специфику молодёжного сознания, дилектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых зависимостей, лежащих в ос­нове молодёжных проблем.

Включаясь в социальные отношения, молодёжь видоизме­няет их и под воздействием преобразованных условий совер­шенствуется сама. Обратное воздействие условий и отноше­ний на социальную деятельность и активность молодёжи происходит опосредованно через её сознание, в форме опре­делённой структуры потребностей, интересов и ценностей. Мотивационная сфера молодёжного сознания является слож­ным системным образованием и рассматривается как продукт непосредственных условий её жизнедеятельности в процессе становления молодого поколения как субъекта общественного производства и общественной жизни.

К своеобразию особенностей социального состава моло­дёжи (в силу её переходного положения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе) необходимо от­нести:

— наличие значительной доли молодёжи (учащиеся, студен­ты), не имеющей в полном смысле слова собственного социаль­ного положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом — социальным положением родитель­ской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с про­фессиональной деятельностью;

—  социальные особенности различных групп молодёжи определяются не только их формальной принадлежностью к раз­личным структурам общества, но и непосредственной вклю­чённостью в массовые движения; образуемые таким путём со­циокультурные модели масс молодёжи (неформальные, движенческие, когортные и т. д.) существенно различаются.

Молодёжь не является саморазвивающейся системой. Бу­дучи частью общества, она включена во всё многообразие его связей и отношений. Вместе с тем ей присущи специфические общественные функции — воспроизводственная, трансляци­онная, инновационная.

Похожие статьи
__BOTTOMSCRIPTS__