Государственные методы регулирования экономики. Обществознание

Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсо­лютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства. Государство берёт на себя ответственность за организацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потребностей определённых кате­горий населения, за компенсацию или ликвидацию отрица­тельных эффектов поведения участников рыночной игры.

Современный рынок не регулируется только с помощью меха­низма свободного ценообразования, поскольку, действуя сти­хийно, законы рынка слишком часто дают не только положи­тельный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработица и др. К тому же рыночная система не в состоянии обеспечить реализацию такого неотъемлемого социально-экономического права чело­века, как право на стандарт благосостояния, т. е. на получение таких доходов, которые могли бы обеспечить индивиду до­стойное существование вне зависимости от форм и результа­тов его экономической деятельности.

Ограниченность возможностей рыночного механизма ре­гулирования экономики стала особенно очевидна в конце ХЕХ — начале XX века.

Сегодня государство становится всё более активным уча­стником рыночных отношений, проводя ту или иную эконо­мическую политику. Экономическая политика представляет со­бой совокупность государственных мер по воздействию на экономику для достижения определённых целей. Оно берёт на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных доходов, регу­лирование рынка рабочей силы, оказание материальной под­держки тем людям, которые не по своей воле утратили рабо­чие места и не сумели найти себе другого места работы. Государство заботится и о работающих гражданах, устанавли­вая для них минимальный уровень заработной платы, т. е. та­кой уровень, который позволил бы им выжить.

Другим направлением деятельности современного госу­дарства является обеспечение стратегических прорывов в об­ласти науки и технологии, что особенно важно в современных условиях развития НТП. Наиболее развитые государства ин­вестируют огромные средства на проведение фундаменталь­ных научных исследований, производят капиталовложения в те новейшие отрасли хозяйства, которые будут выпускать про­дукцию с не совсем ясными пока перспективами спроса.

Наконец, сегодня вполне очевиден тот факт, что ни одна экономика — ни рыночная, ни командная — не имеет врож­денного иммунитета, по крайней мере, против двух тяжёлых хронических «болезней» — инфляции и монополизма. А по­этому обязанностью именно государственных органов является разработка и принятие действенных мер по антиинфляцион­ной и антимонопольной профилактике. Для решения выше­перечисленных задач современное государство использует различные методы регулирования экономической жизни.

Первую группу методов составляют правовые методы, кото­рые заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения на рынке. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимоно­польное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монопо­листов, поскольку монополия, по своей природе отрицая кон­куренцию, ведёт экономику к застою и загниванию. Также пра­вительства различных стран принимают законы, направленные на стимулирование мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Ко второй группе относятся финансово-экономические методы. Финансовая политика — это особая политика государ­ства по урегулированию обращения денег. Оптимизация ры­ночных отношений связана с соответствием между количе­ством товаров и количеством денег. Если это соотношение нарушается (товаров меньше, а денег больше), то возникает инфляция, следствием которой выступает снижение жизнен­ного уровня населения и обесценивание денег.

Причиной проведения финансовой политики может быть снижение и падение производства. Финансовая политика свя­зана со стимулированием производства таким образом, чтобы оно не снижало своего уровня. Это достигается целевым фи­нансированием тех или иных предприятий или отраслей эко­номики, инвестициями в эти отрасли, их кредитованием. В тех случаях, когда государство неспособно выделить дополнитель­ные финансовые средства для стимулирования определённых отраслей экономики, оно прибегает к займам, в том числе и к иностранным. Средством этого может быть также приватиза­ция тех или иных отраслей производства или их сокращение за счёт уменьшения финансирования.

Государством осуществляются следующие финансовые функции: экономическая (управление государственным сек­тором в экономике), социальная (социально ориентирует ры­ночную экономику, чтобы её следствием не было чрезмерное финансовое и имущественное расслоение населения), функ­ция поддержания качества окружающей среды (для этого вы­деляются целевые ассигнования) и контрольная функция (формирование различных денежных фондов и резервов).

Центральное место в финансовой системе занимает госу­дарственный бюджет — это крупнейший централизованный де­нежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Структура бюджета определяется государственным устрой­ством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с фе­деральным устройством существуют ещё и бюджеты субъектов федерации. Бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет (бюджет правительства), региональные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации — краёв, областей и республик) и местные бюджеты (бюджеты городов, райо­нов). Обычно бюджет государства составляется на финансо­вый год, который может не совпадать с годом календарным.

Доходная часть бюджета формируется за счёт налогов. На­логи — это платежи, которые в обязательном порядке уплачи­вают в доход государства юридические и физические лица.

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имуще­ства налогоплательщика. Их объектом выступает доход (зар­плата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества нало­гоплательщика. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров и услуг.

Кроме того, существует ещё множество различных нало­гов. К ним относятся акцизы. Этим видом налога облагаются товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар и др.). Налогами являются и таможенные пошлины. Этот вид налога взимается за ввоз импортных товаров. Имеет­ся также прогрессивный налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход.

В Российской Федерации взимаются федеральные налоги. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль банков, от страховой деятельности, с бирже­вой деятельности; налог на операции с ценными бумагами; та­моженная пошлина; налог на прибыль предприятий и др. Су­ществуют налоги республик, входящих в состав РФ, и налоги краёв, областей, автономных округов: налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц, зе­мельный налог, регистрационный сбор, сбор за право торговли, налог на рекламу, единый местный налог, налог на вменённый доход и др.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели на­правляются аккумулированные государством средства:

— содержание государственного аппарата, армии;

—  субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и от­дельным предприятиям, их государственная поддержка;

— содержание бюджетных учреждений — образования, здра­воохранения, социального обеспечения;

—  инвестиции в производственную и социальную инфра­структуру, охрану окружающей среды, оборону;

—  государственное потребление (закупки).

Часто государственные расходы превышают доходы, воз­никает бюджетный дефицит, который покрывается внешними и внутренними государственными займами. Ещё одним путём покрытия дефицита государственного бюджета является де­нежная эмиссия. Поскольку она ведёт к неконтролируемой инфляции, то в странах с рыночной экономикой Централь­ный эмиссионный банк независим от правительства и не обя­зан его финансировать. Тем самым инфляционной денежной эмиссии поставлен законодательный барьер.

Однако у государства есть социальные задачи и обязатель­ства, подлежащие обязательному выполнению при любом со­стоянии бюджета. Для решения этих задач создается ряд вне­бюджетных фондов, средства которых планируются отдельно и не включаются в бюджет государства. К ним относятся:

1) пенсионный фонд — обеспечивает выплаты пенсий по старости и инвалидности;

2)  фонд социального страхования — помогает гражданам решать социальные проблемы (выплаты по больничным лис­там и т. д.);

3)  фонд обязательного медицинского страхования — со­средотачивает средства и оплачивает расходы на медицинское обслуживания по полисам мед страхования;

4)  фонд занятости населения — используется для социаль­ной поддержки безработных.

Средства всех этих фондов формируются за счёт целевых отчислений, а направление расходов определяется законода­тельством.

Современные государства активно вмешиваются в эконо­мику, стараясь воздействовать на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт мно­гих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном под­чинении государству. Вот почему основной принцип государ­ственного регулирования экономики часто выражается фра­зой «не помешай рынку». Государство должно соблюдать меру в использовании экономических методов регулирования рын­ка, поскольку некоторые из них, например налоговая или де­нежная политика, по силе своего влияния на экономику впол­не могут быть сравнимы с централизованным планированием.

Таким образом, вмешательство государства в современную экономику является необходимым фактором, а основные на­правления его экономической деятельности сводятся к сле­дующим:

— разработка, принятие и организация выполнения ры­ночного законодательства (правовой основы рынка);

—  обеспечение сохранности рыночного механизма и соз­дание условий для его нормальной работы, сглаживание структурных и региональных диспропорций в экономике, ор­ганизация экологически безопасного производства;

—  гарантированное осуществление справедливого распре­деления доходов.

Однако современный рынок предъявляет к экономиче­ской деятельности государства довольно жёсткие и специфи­ческие требования. Везде, где деятельность государства соот­ветствует этим требованиям, она способствует укреплению
рыночного механизма, улучшению состояния государствен­ных финансов и обеспечению социально-экономических прав членов общества.

Похожие статьи