Цивилизация и культура. Обществознание

Соотношение между цивилизацией и культурой — один из актуальных и трудных для понимания, вызываю­щих острые дискуссии вопросов на­шего времени.

Слово «культура» (лат. сиЫга — возделывание, воспита­ние, образование) вошло в сферу европейской мысли лишь во второй половине XVIII в., хотя представления о культуре об­наруживаются на разных этапах европейской истории.

В настоящее время насчитываются сотни определений культуры — в зависимости от того или иного аспекта рассмот­рения. Связь культуры и цивилизации проявляется в том, что:

1)  культура выступает как специфический способ челове­ческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, основа творческой ак­тивности человека;

2)     культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, как система идеалов, целей и смыслов, значимых для человека;

3)   культура выступает в качестве знакового механизма пе­редачи опыта посредством деятельностиых схем, которые че­ловек усваивает в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности и т. д.;

4)  культура есть социальный институт, который определя­ет роли и нормы поведения людей в различных подсистемах культуры (материальной, духовной, политической), в конк­ретной системе общественных отношений;

5)  культура содержит аспекты, направленные на духов­но-нравственное совершенствование человека как субъекта культуры.

Этим не исчерпываются многообразные подходы к трак­товке культуры, они взаимодополняют друг друга, позволяя дать более полное описание этого сложного феномена. В сов­ременной обществоведческой литературе наиболее часто куль­тура рассматривается сквозь призму деятельностного подхода. При таком подходе культура — это специфический способ ор­ганизации и развития человеческой жизнедеятельности, пред­ставленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в отношени­ях человека к природе, к самому себе и другим людям.

В рамках деятельностного подхода к пониманию культуры как внутреннего достояния человека, как меры его развития и духовного богатства понятие «культура» часто противопостав­ляется понятию «цивилизация». Эта традиция возникла ещё в ХЕХ веке. Классическое различие цивилизации и культуры находим у О. Шпенглера. Цивилизация, с его точки зрения, есть смерть культуры.

Н. А. Бердяев, противопоставляя культуру и цивилизацию, отмечает, что культура есть творческая деятельность человека, цивилизация же есть переход от творчества ценностей к самой «жизни», культура национальна, цивилизация — интернацио­нальна, культура органична, цивилизация — механистична, культура аристократична, цивилизация — демократична.

Признав, что в культуре проявляется внутренняя устрем­лённость человека к творчеству, созиданию, а цивилизация есть проявление внешнего по отношению к человеку мира, воздействующего и противостоящего ему, всё же противопос­тавлять понятия «культура» и «цивилизация» не стоит, тем более что в других подходах эти понятия отождествляются, рассмат­риваются как синонимы. Важность же концепции, согласно которой цивилизация рассматривается как стадия упадка и деградации культуры, заключается в том, что она (концеп­ция) обращает внимание исследователей на драматическую динамику цивилизации и культуры, она сигнализирует о воз­никшем тупике в их взаимоотношениях, предупреждает чело­вечество о грядущих испытаниях. Поэтому в современных ус­ловиях необходим диалог различных культур в процессе поиска утраченных культурных смыслов, обновления миро­воззренческих ориентиров, обращения к общечеловеческим ценностям.

Похожие статьи