Отличие знания от веры. Обществознание

Знание претендует на адекватное отра­жение действительности. Оно вос­производит объективные закономер­ные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Зна­ние делает истину доступной для субъекта посредством дока­зательства.

Вера, в отличие от знания, есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъектив­ной значимости. Вера — это не только основное понятие ре­лигии, но и важнейший компонент внутреннего, духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной де­ятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положе­ний, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убеждённости и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок и добро.

Понятие веры может полностью совпадать с понятием ре­лигии и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не до­казательство, а откровение. Слепая вера не отличается от суе­верия. Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми учеными-схоластами. Вера ос­новывалась на авторитете догматов и традиций. Считалось не­обходимым познать в свете разума то, что уже принято верой.

Соотношение знания (разума) и веры не может быть ре­шено в пользу чего-то одного. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Нельзя, опираясь на веру, решить проблемы физики, химии, экономики. Одна­ко вера как доинтеллектуальный акт, досознательная связь че­ловека с миром предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувствен­но-образным, фантастическим восприятием мира. Религия — это вера в сверхъестественное.

Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежден­ность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества. Мы верим в существование внешнего мира, в трёхмерность пространства, необратимость времени, верим в науку. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления.

Похожие статьи
__BOTTOMSCRIPTS__