Познание и истина. Обществознание

Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании чело­века. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

В объективной истине отражается реальное положение ве­щей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объективная истина не зависит ни от че­ловека, ни от человечества в целом, но это не означает, что ис­тина существует в действительности. Истиной характеризуют­ся лишь наши знания о действительности.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое последующим развитием науки. В абсолютной истине вопло­щается бесконечность нашего познания мира, предел, к кото­рому стремится наше знание.

Относительная истина — это знание, характеризующее ог­раниченность человеческого познания мира, приблизитель­ность и несовершенство наших знаний о действительности.

Относительная истина зависит от реальных исторических ус­ловий, в частности от точности или совершенства средств на­блюдения или измерения, эксперимента.

Абсолютная и относительная истины — истины объектив­ные. Разница между ними лишь в степени точности и полноте отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом и временем.

Необходимо обратить внимание на то, что не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблужде­ния (лжи). Так, можно говорить о разных оценках историче­ских событий, альтернативных трактовках произведений ис­кусства и т. п.

Закономерно возникает вопрос о критериях истины, которых много. Это и соответствие законам логики, и соответствие ра­нее открытым законам той или иной науки, особенно фунда­ментальным законам, и другие критерии. Но главным, решаю­щим критерием истины является практика, т. е. материальная предметно-чувственная деятельность человека. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика всегда носит конкретно-исторический характер. Она всегда развивается, совершенствуется, и то, что недоступно ей сегодня, будет до­ступно завтра.

Похожие статьи