Чувственное и рациональное познание. Обществознание

Основными формами чувствен­ного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение — это отражение от­дельных свойств предмета; явлений, процессов, воздействую­щих на органы чувств. В отличие от ощущения, восприятие — это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно-конкретный об­раз. Представление — это такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в со­знании, что позволяет воспроизводить их мысленно. Следова­тельно, представление является образом объекта познания, за-
печатлённым в памяти, когда-то воздействовавшим на наши органы чувств. Представление не такое чёткое, как восприя­тие. Кое-что в нём упускается, в памяти остаётся только глав­ное, существенное. Чувственное познание представляет собой непосредственное единство субъекта и объекта познания, т. е. человека и мира. Необходимо ещё раз отметить, что непосред­ственное не означает ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия и представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко её воспроизводят. Та­ким образом, представление делает возможным абстрагирова­ние, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях. Это качество приобретает решающее значение на второй ступени познания — ступени рационального познания.

Итак, на следующем уровне познания — рациональном по­знании (иногда его ещё называют абстрактным или логиче­ским мышлением) тоже существуют три основные формы: по­нятие, суждение и умозаключение. Понятие — это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явле­ний и процессов действительности. Наши понятия о предмете познания лишены всех подробностей, индивидуальных черт, т. е. того, чем конкретно этот предмет отличается от других пред­метов того же класса, остаются только его общие черты. Суж­дения и умозаключения — это формы познания, в которых мы устанавливаем те или иные отношения между понятиями и, разумеется, стоящими за ними предметами. Суждение — это такая форма мысли, при которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о предмете или явле­нии. Умозаключением называется операция мышления, при которой формируются новые суждения. Это более высокий уровень логического мышления. Умозаключения бывают раз­личных видов: индуктивные, дедуктивные, получаемые по аналогии.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения: 1) единственным источником всех на­ших знаний является чувственный опыт (эмпиризм); 2) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства (рационализм). Очевидно, вопрос может ста­виться и по-другому: не противопоставление чувственного и рационального начал в познании, а их внутреннее единство. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рацио­нального в познании выступает интуиция — способность непо­средственного или прямого постижения истины в результате озарения, наития, прозрения. В интуиции чётко и ясно осоз­наётся лишь результат (вывод, истина), а конкретные процес­сы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. ко­ренятся в области бессознательного.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Эмоции возникают на основе человеческой психи­ки, а чувства — это эмоции, но выраженные в соответствую­щих понятиях (например, чувство патриотизма, ненависть, любовь и т. п.). Под их воздействием формируется мотиваци- онная сторона познания, выражающаяся в устойчивости инте­ресов и целей познающего субъекта к объекту познания.

Похожие статьи