Свобода и ответственность личности. Обществознание

Основополагающими чертами чело­века являются труд, разум, коллек­тивность, творчество и вместе с тем свобода и ответственность. В рамках данного диапазона и развивается человек, осуществляя свой выбор и реализуя свою личностную индивидуальность. Что такое свобода? В чем заключается ответственность человека?

Свобода — это способность человека к активной творче­ской деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями. Свобода — это специфическое человеческое качество, лежащее в основе
формирования его индивидуальности, а также творческой (инновационной) деятельности. В свободной деятельности че­ловек добивается поставленных целей и реализует себя. Прак­тическая реализация внутренней свободы (выбора, решения, оценки) осуществляется благодаря тому, что должна существо­вать объективная возможность такой реализации. Реализация внутренней свободы во внешнее действие есть превращение субъективного в объективное.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой, волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью. Под не­обходимостью часто понимаются предопределение, Божий промысел, судьба, рок.

В эти понятия вкладывается различный смысл. Прежде всего понятие «свобода» связывается с понятием «необходи­мость», в зависимости от понимания соотношения свободы и необходимости даются те или иные трактовки свободы. Все они располагаются между двумя основными позициями. Пер­вую можно определить словами Гегеля: «Свобода есть осоз­нанная необходимость». Вторая утверждает абсолютную про­тивоположность свободы и необходимости.

Несколько иной смысл придаётся необходимости в представ­лении о мире как о некоем механизме, работа которого подчиня­ется объективным, т. е. не зависимым от сознания человека зако­нам, которые и выступают как необходимость. Человеку здесь отводится роль не активного субъекта общественной жизни, а вечного ученика, изучающего необходимость. В диалектическом материализме необходимость выступает как выражение законо­мерного, объективно обусловленного хода развития событий. Правда, Гегель отмечал, а основоположники марксизма не иск­лючали, случайных явлений, способных повлиять на процессы общественной жизни, но им отводилась второстепенная роль. Упрощенное понимание свободы, связывающее её только с необ­ходимостью, даже и познанной, лишает человека этой свободы. Если всё однозначно необходимо, если практически нет случай­ностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, в робота, действующего по заданной программе.

Существует и другая позиция в понимании свободы чело­века, противоположная первой. Её представители считают, что свобода — это возможность поступать так, как хочется. Други­ми словами, свобода понимается как абсолютная свобода. Од­нако наличие такой свободы означало бы полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления ка­ких-либо устойчивых социальных связей.

Мера необходимости и свободы, коллективистской и инди­видуалистической устремлённости человека той или иной эпохи, той или иной культуры различна. Именно эта мера за­дает определённые типы личности.

Не существует абстрактной свободы, как не существует и абстрактной необходимости. Свобода всегда есть выбор в конкретных условиях или возможность такого выбора. Не су­ществует также и абсолютной свободы, она всегда относитель­на. Это проявляется хотя бы в том, что общество своими нор­мами и ограничениями определяет диапазон выбора; он может быть шире или уже, но всегда существует. Этот диапазон оп­ределяется ещё и условиями реализации свободы, сложивши­мися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе.

Формирование социальных свойств личности, в том числе и свободы, происходит в процессе социализации. То, что сво­бода и необходимость не являются антиподами, предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости. Опыт показывает, что любые поступки чело­века всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами.

Реальное свободное действие человека выступает прежде всего как выбор поведения. Свобода есть там, где есть выбор. В такой ситуации особый интерес представляет проблема мо­ральной и правовой ответственности человека за свои поступки.

Свобода человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность — это две стороны одного целого — сознательной человеческой де­ятельности. Свобода есть возможность осуществления целепола- гающей деятельности, способность действовать со знанием дела
ради избранной цели. Реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель и когда средства её достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. От­ветственность же связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода порождает от­ветственность; ответственность направляет свободу.

В соответствии с этим можно сформулировать понятие от­ветственности. Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между лич­ностью, коллективом и обществом с точки зрения сознатель­ного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают следующие виды ответственности: историческую, политическую, юридическую, нравственную и т. п. В зависи­мости от того, кто является субъектом ответственности, выде­ляют индивидуальную (персональную), групповую и коллек­тивную ответственность.

По мере развития человеческой свободы ответственность не только не исчезает, а, напротив, усиливается. Но её направ­ленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (персональная, индиви­дуальная ответственность). Этот процесс усиливается по мере демократизации жизни общества и создания не только внеш­них условий для самореализации личности, но и внутренних, глубоко мотивированных оснований действительного осозна­ния человеком ответственности за свою собственную судьбу.

Похожие статьи
__BOTTOMSCRIPTS__