Мировоззрение в структуре личности. Обществознание

Под мировоззрением понимаются самые обобщённые представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые выражены в по­нятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеа­лов личности, социальной группы, общества.

В основе мировоззрения лежит миропонимание. Оно пред­ставляет собой совокупность определённых знаний, имеющих важное значение для целостного восприятия действительно­сти. Эти знания относятся не только к настоящему, но и к про­шлому и будущему.

В мировоззрение входит вся система ценностей, управляющих поведением человека, и её обоснование. Мировоззрение включа­ет в себя также мировосприятие. Оно существует в определённых образах, отражающих реальность, формирующихся в практиче­ской жизни, искусстве, литературе, науке, религии и придающих наглядность тем общим мировоззренческим установкам, которые мы вырабатываем. Идеалы людей часто выражаются через образы родителей, знакомых, литературных героев.

А наше понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено, нередко задаётся классиче­скими примерами из истории или литературы.

В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

Мировоззрение бывает всегда эмоционально окрашено, в нём выражается мироощущение людей. Оно может быть оп­тимистическим или пессимистическим.

Назовем важнейшие ценностные характеристики миро­воззрения: степень истинности (точность отражения им явле­ний реального природного и социального мира); системность; широта охвата всей социальной практики; глубина и всесто­ронность осмысления проблем; степень эффективности для решения возникающих проблем.

Можно выделить следующие особенности формирования мировоззрения: во-первых, оно исторично, т. е. тесно связано с пониманием стадиальности развития общества; во-вторых, в мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм; в-третьих, мировоззрение всегда связа­но с убеждением.

Носителями мировоззрения выступают: отдельная лич­ность, социальная группа, определённое общество в целом, а также всё человечество в ту или иную эпоху (мировоззрение эпохи). Хотя эти виды мировоззрения взаимосвязаны, тем не менее они существенно отличаются друг от друга спецификой формирования и своим содержанием.

Мировоззрение может формироваться стихийно (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осоз­нанно (посредством целенаправленной теоретической разра­ботки фундаментальных принципов, идей и идеалов).

Обычно выделяют следующие типы мировоззрения: обыден- но-практическое, или житейское; мифологическое, или рели­гиозное; и научное.

Обыденное мировоззрение базируется на жизненном опы­те человека. Оно всегда характеризуется недостаточной сис­темностью, эклектичностью, фрагментарностью, опирается на недостаточно обоснованные знания, хаотично отобранные элементы философии и мифологии.

У человека, мировоззрение которого сформировалось на базе обыденной жизни, как правило, возникает много труд­ностей при объяснении окружающего его мира, и часто он ли­бо даёт необоснованные ответы на возникающие перед ним вопросы мировоззренческого характера, либо вообще оказы­вается не в состоянии ответить на них.

В обществе обыденное мировоззрение функционирует во множестве различных вариантов, поскольку оно в решающей степени зависит от изменений, происходящих в обществен­ном сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры человека и его социального положения. Обыденное мировоз­зрение может быть как религиозным, так и нерелигиозным. Его содержание существенно меняется в зависимости от усло­вий жизни человека.

В обществе издавна существовало и сознательное стремле­ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмыслена вся история человече­ства, его познавательная и преобразовательная деятельность, культура и ценностные ориентации.

Разработка мировоззрения обычно идёт в русле опреде­лённой традиции, опираясь на то или иное направление в фи­лософии. Сознательное стремление выработать целостное ми­ровоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нём основу не только своего духовного единения, но и программы конкретных дей­ствий по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых разных философских основаниях. Оно может быть и религи­озным, и атеистическим, причём в первом случае его разра­ботка осуществляется с опорой на теологию.

В обществе могут существовать одновременно различные ми­ровоззренческие системы, ценности, взгляды и идеалы. В связи с этим возникают различные формы взаимоотношений носителей разных мировоззрений — безразличие, сотрудничество, конфликт.

Похожие статьи