Социализация личности. Обществознание

Социализацией называется осуществ­ляющийся на протяжении всей жиз­ни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в ре­
зультате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От её успеха зависит, на­сколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, при­нятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Личность может изменять социальные нормы, развивать их содержание и творить новые. Развитие личности идёт через самоидентификацию, т. е. отождествле­ние себя с другими людьми, группами людей и обществом в целом, к поиску идентичности своего «Я» — субъективное пе­реживание человеком своей неповторимости, индивидуальности. «Я» понимается как выражение духовного мира человека, его ре­гулятивный центр. В нём сосредоточены мотивы поступков, де­ятельности, соотнесение своих интересов с общественными, цен­ностные ориентации и мировоззрение в целом. Таким образом, личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением че­ловек, понимающий свои социальные функции. Социальная сре­да, в которой находится личность, оказывает непосредственное влияние на её формирование, а полем проявления личностных свойств человека служит сама социальная жизнь.

В этой связи можно сказать, что формирование своего ин­дивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. Две эти на­правленности также образуют противоречие, разрешение кото­рого суть развитие личности. Человек как личность пытается осмыслить не столько своё соответствие социальному миру, но и понять соответствие социального мира своему личностному миру. Этот процесс для каждой зрелой личности далеко не прост. Он включает в себя следующие проблемы: в какой мере существующий социальный мир обеспечивает свободу лич­ности, в какой мере он способствует её безграничному разви­тию и в какой мере ограничивает личность.

Формирование социальной сущности создаёт целый ряд самооценок: «Я — гражданин», «Я — учащийся», «Я — инже­нер» и т. д. Каждая самооценка включает в себя систему цен­ностей, правил поведения, норм жизни и даже способов мыш­ления. Каждый самобытный социальный тип имеет свою логику, систему понятий и представлений. Но вместе с этим
фактом социального места личности существует ещё один, ко­торый является для личности очень значимым и глобальным: «Я — человек».

В этом проявляется новое противоречие. Дело в том, что развитая личность не должна иметь внешних запретов, ибо она взрастила такие внутренние императивы (безусловные требования, нормы), которые делают внешние предписания, ограничения ненужными. Унифицированные общественные правила поведения рассчитаны, скажем так, на «среднего» че­ловека. Но они противоестественны для личности, достигшей тех степеней зрелости и автономии, о которых шла речь выше. Это новое глобальное противоречие личности и общества. Оно в принципе не является разрешимым: подлинно развитая личность всегда находится в противоречии с обществом. При­меров тому великое множество: это и непризнание эпохой своих гениев, и вечный разлад творцов с существующим об­щественным порядком, и библейская мудрость о том, что «нет пророка в своем отечестве». Это реалии взаимодействия лич­ности, достигшей своего полного развития, и общества. Такая личность нередко оказывается как бы вне общества, невостре­бованной им и даже нежелательной для него.

Сложность взаимоотношений личности и общества, осо­бенно незаурядной личности, проявляется при рассмотрении проблемы о роли личности в истории. Общественная личность как конкретная персона воплощает в себе разные обществен­ные идеи и идеалы, объединяет вокруг себя социальные груп­пы и направляет их деятельность на воплощение этих идеалов, выступая как бы двигателем исторического процесса и опре­деляя новые рубежи развития человеческого общества.

Похожие статьи