Сознательное и бессознательное. Обществознание

Всё, что выше говорилось о природе и структуре сознания, может быть отне­сено к сознательному, осознаваемому.

Но вместе с этим в психике человека есть ещё нечто, что просто не укладывается в сознательное. Без этого компонента нет инди­видуальности, нет личности. Это «нечто» называют бессознатель­ным, или подсознанием.

В широком смысле бессознательное — это совокупность психических процессов, функций, операций и состояний, не представленных в структуре сознания. Изначально это понятие вошло в обиход из психологии благодаря трудам 3. Фрейда. Однако есть достаточно глубокая философская традиция, с ко­торой связано понятие бессознательного.

Пожалуй, впервые философская концепция бессознательно­го была сформулирована Г. Лейбницем. Он дал трактовку бессоз­нательного как низшей формы духовной деятельности, лежащей за порогом осознаваемых представлений. Затем Д. Гартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы. И. Кант рас­сматривал бессознательное как проявление интуиции, т. е. до- опытного знания.

Фрейд установил прямые зависимости между различными невротическими симптомами и бессознательным. Он провоз­гласил бессознательное как некую силу, которая по своей при­роде противоположна сознанию. Главное в бессознательном — влечение.

В отличие от сознания, бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании. И это его главное со­держание. Слившись с объектом в психическом переживании, бессознательное не обладает механизмами психических связей. В бессознательном не производится причинно-следственная связь, пространственно-временные ориентиры. В нём всё су­ществует сразу. И это существующее проявляется в простых пси­хических реакциях — в аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях. Эти реакции и состояния не осознаются субъек­том, они просто переживаются им как навязчивые состояния, не­врозы, его личностное психическое отношение к чему-то и к себе.

Выделяются четыре класса проявлений бессознательного:

1) сверхиндивидуальное бессознательное (его называют ещё архетипами коллективного бессознательного). Это усвоенные субъектом, членом социальной группы, типичные образцы по­ведения, которые им осуществляются, но не осознаются;

 

2)  неосознаваемые побудительные мотивы деятельности как смысловые и поведенческие установки личности. Они вы­ражаются в стремлениях, влечениях, реакциях;

3)  неосознаваемые операционные установки и стереотипы автоматического, алгоритмического поведения;

4)   психические реакции человека на различные раздражи­тели, в которых он сам себе не отдает отчёта.

В философской литературе проблеме бессознательного и подсознания уделяется значительное внимание. За бессозна­тельным резервируется область рефлексов и инстинктов, психи­ческих и физиологических ресурсов организма. Бессозна­тельное стремится, следуя своему влечению, к получению удовольствия и психического комфорта, а сознание уздой со­циальных норм и регуляторов стремится ввести подсознание в социально приемлемые рамки. Сопротивление подсознания такому насилию выражается в сублимации, трансформации своих побудительных сил в различные виды деятельности.

Похожие статьи
__BOTTOMSCRIPTS__