Сознание, мышление, душа. Обществознание

Важное место в сознании занимают мыслительные процессы, о некото­рых речь шла выше при рассмотре­нии мыслительной сферы сознания. Каковы же характерные особенности человеческого мыш­ления?

Итак, в философии под мышлением понимается высшая форма активного отражения объективной реальности, которая состоит в целенаправленном, обобщённом, абстрактном по­знании окружающего мира. Биологическая основа мышления — головной мозг человека. Осуществляется мышление в различ­ных формах. К ним относятся понятийные и категориальные формы, ассоциативно-образные, вербально-речевые, деятель- ностно-орудийные.

Философия считает, что базой мышления, его основой яв­ляется чувственный опыт, который преобразуется в мышление посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов. Всё это не может возникнуть непосред­ственно из чувственного опыта.

Средствами мышления выступает язык и другие знаковые системы. Они используются для абстрагирования от конкрет­ных свойств предметов, для получения обобщённого знания, имеющего универсальный характер.

Человеческое мышление — сложное социально-историче­ское явление. Его развитие характеризуется усилением средств абстрагирования, обобщения. Мышление первобытного чело­века характеризовалось чувственной конкретностью и пред­метностью. Мышление современного человека имеет большие обобщающие способности. На разных этапах развития челове­ка, его мыслительных способностей доминировали разные ти­пы мышления: мышление образное, мышление понятийное, мышление знаковое.

Первый исторический тип мышления — образное мышле­ние, характерное для тех эпох, когда появился homo sapiens. Образное мышление было свойственно и человеку первых ци­вилизаций. Понятийное мышление формировалось вместе с увеличением сферы его приложения, с расширением челове­ческой практики. Сегодняшнее мышление человека — поня­
тийное. Но в нём всё больше и больше проявляются ростки знакового мышления. Это связано с проникновением в чело­веческое мировоззрение точных представлений о знаковых системах и искусственном интеллекте. Ясно, что в чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно, можно говорить только о доминировании того или другого типа мышления.

Понятие души также не является простым. Им принято обозначать представления о внутреннем мире человека. Тра­диционно в философии душа считалась нематериальной суб­станцией, независимой от тела, продолжающей свою жизнь и после физической смерти тела.

Как философская категория душа имеет скорее историче­ское содержание. Сегодня эта категория больше используется в религиозной и мистической философии, в литературной практике и в обыденном сознании. Но всё-таки сбрасывать со счетов это понятие, видимо, не следует, так как оно может быть тем самым «нечто», без которого вся структура сознания будет неполной. Какие бы здесь ни предпринимались попыт­ки системно и структурно организовать в органическую цело­стность разнородные сферы сознания и его состояния, всё равно что-то исчезает, всё равно чего-то не хватает. И не хва­тает, видимо, понятия души. Что же она характеризует? О ней можно сказать, что она всё и ничто. Без неё деятельность пре­вращается в обычную калькуляцию суждений, перцептивная (лат. регсерйо — восприятие) сфера — в обычного «поставщика» чувственной информации, моральная сфера — в свод предпи­саний. Всё это становится абстрактным и никчемным. Но ду­ша в то же время ничто, поскольку не имеет конкретного ана­лога в сферах сознания, не является его структурой, не может быть системно организована или точно и корректно описана.

Можно утверждать, что душа, учитывая сказанное («всё и ничто»), является особой формой самосознания. Она делает сознание индивидуальным, личностным — сознанием конк­ретного человека, а не сознанием вообще.

Похожие статьи