Сущность бытия человека. Обществознание

Категория «бытие» применяется для отражения четырёх актов проявле­ния всего сущего. Учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах представлено в философском знании. Бытием обладают не только явления природы, но и человек, сфера его деятельно­сти, сознания. Мир мыслящих существ и всего сотворённого ими входит в сферу бытия.

Во всех проявлениях своей жизни человек предстаёт в сво­ей биосоциальной сущности. Это ведёт к абсолютизированию двух указанных сущностей человека.

Биологизаторский подход ограничен, так как акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человече­ской природы. Социологизаторский подход объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов, и приво­дит к представлению о человеке как социальном функционе­ре, винтике государственной машины, использовать который можно без оглядки «на какие-то гены». Здесь человек предста­ёт как податливый слепок социокультурной среды, он лишь продукт обстоятельств, в которые попадает и в которых вы­нужден существовать.

Современные учёные пытаются отказаться от схемы со- циологизированного человека и доказать, что человека нельзя рассматривать как чистую доску (как это утверждал в своё вре­мя Дж. Локк), на которой общество пишет нужные слова. Не следует недооценивать природно-биологические задатки ин­дивида.

В связи с этим выделяются четыре основные формы бытия.

В качестве первой формы выступает бытие процессов приро­ды, а также вещей, произведённых человеком, т. е. естествен­ная, и «вторая природа» — очеловеченная. Природа является исторически первичной предпосылкой возникновения чело­века и человеческой деятельности. Она существовала «до», су­ществует «вне» и «независимо» от сознания человека. Вторая форма охватывает собой бытие человека. Третья форма — бы­тие духовное: внутренний духовный мир самого человека, его сознание, а также плоды его духовной деятельности (книги, картины, научные идеи и проч.). Четвёртая форма — социаль­ное бытие. Оно состоит из бытия человека в природе, истории, обществе. Итак, природа, человек, духовность и социальность есть основные формы бытия.

Когда мы говорим об индивидуальном аспекте человеческого бытия, то предполагаем рассмотрение жизни человека, имею­щей продолжительность от рождения до смерти. В этих грани­цах его бытие зависимо как от его природных данных, так и от общественно-исторических условий существования.

В качестве первичной предпосылки бытия человека вы­ступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и ги­бели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных стра­нах признание фундаментальных прав человека на удовлетво­рение его первичных потребностей, прав, связанных с сохра­нением жизни, закреплено юридически.

Включённость человека в культуру раскрывает личностный аспект бытия человека. Индивид становится личностью, ос­ваивая достижения человеческой культуры. Считается, что индивидуальное бытие — основание для бытия личности.

Многие мыслители искали связь между телом человека и его духовным миром, отмечая, что связь бытия человека с его внутренним духовным миром уникальна. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями окультуренного су­щества, личности. Человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулиро­вать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответ­ствии с естеством, но руководствуясь исторически возникши­ми нормами и идеалами.

Социальное бытие понимается как жизнь общества, свя­занная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Социальное бытие может быть выражено и в более широком смысле как бытие общественное. По структуре общественное бытие представле­но реалиями повседневности, предметно-практической де­ятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Об­щественное бытие (отношения людей к природе и друг к другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального со­знания каждого индивида, который застаёт его как «сумму условий и обстоятельств» своего конкретно-исторического су­ществования. Общественное бытие — это объективная обще­ственная реальность, она первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

В центре социального бытия находится такая субстанция, как труд. Все корни человеческого существования концентри­руются вокруг организации, осуществления и последствий труда. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.

Общественное бытие имеет конкретно-исторический ха­рактер и пронизано животрепещущими проблемами совре­менности. Оно отражает необратимый исторический процесс. Общество не могло бы развиваться и функционировать, не осознавая своего бытия. Особенностью общественного бытия является его осознанное развёртывание в социальном про­странстве и историческом времени той или иной эпохи. Именно поэтому социальное бытие есть не только результат жизнедеятельности индивидов, но и проявление в нём конк­ретно-исторического цивилизационного процесса развития.

Похожие статьи