Взгляды на происхождение человека. Обществознание

Проблема человека — одна из ос­новных в философии. Во все време­на мыслители пытались найти отве­ты на вопросы: что есть человек? какова его природа и предназначе­ние? каково место человека в мире? каково будущее человека? Отвечая на эти вопросы, мыслители разных эпох пытались постичь место человека в мире и его отношение к миру, воз­можности человека, соотношение в нём биологической и со­циальной природы. Философы, психологи, антропологи ре­шали и решают проблему становления личности, структуры личности, пытаются разобраться в многообразии индивиду­альных свойств человека, в социально-психологических типах личности.

Большое значение для понимания сущности человека, пу­тей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Существует несколько подходов к решению данной проблемы. Наиболее древней является религиозная теория происхожде­ния человека. Для множества религий мира характерна, с одной стороны, вера в божественное происхождение жизни, в том числе самого человека, а с другой — признание души как ис­точника человеческого в человеке, т. е. то, что выделяет чело­века из многообразия живых существ. Человек, согласно боль­шинству религиозных теорий, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от Бога. Таким об­разом, религиозные теории происхождения человека основа­ны, как правило, на идее чуда, божественного вмешательства в данное явление.

По-другому объясняют происхождение человека сторон­ники теории палеовизита. По их мнению, человек является созданием пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа, ставшие причиной появления человека и человечества.

По мере развития самого человека, а также наук, изучаю­щих человека, возникают и развиваются научные (материа­листические) представления о происхождении человека. Большим достижением в этом направлении было появление во второй половине XIX в. эволюционной теории Чарльза Дарвина. Его работы, особенно «Происхождение видов путём естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», положили начало глубокой научной теории, где была обоснована идея появления различных видов животных, в том числе и человека, в ходе долгого эволюционного развития. В основу эволюции Дарвин положил фактор естественного отбора, в котором он и его последователи видели главную причину изменчивости организмов. Изменчивость живого связывается с изменениями в окружающей среде. В процессе борьбы за существование выживают те организмы, которые в наибольшей степени смогли приспособиться к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими животными-млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть результат эволюци­онных процессов. Данная теория в определённом смысле рас­творяла человека в животном царстве. Дарвинизм не давал окончательного ответа на вопрос, что именно послужило при­чиной выделения человека из животного мира.

Ответить на этот вопрос пытался Ф. Энгельс в своей теории происхождения человека. В качестве главной причины появле­ния человека он называл труд. Он считал, что только трудовая деятельность свойственна человеку и является основой суще­ствования человеческого общества. Под влиянием труда сфор­мировались специфические качества человека — сознание, язык, творческие способности.

Несмотря на существующие научные открытия, многие вопросы, связанные со становлением человека, ещё не имеют однозначного ответа. Проблема происхождения человека и се­годня находится в центре внимания многих наук.

Процесс становления и развития человека — антропогенез — носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества — социогенезом. Становление человека и становление общества — две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длив­шегося более трёх миллионов лет. Современный тип человека — homo sapiens (человек разумный) появился 50—40 тыс. лет назад.

Многие считают, что родословная человека восходит к че­ловекообразным обезьянам. Антропологами исследованы ос­танки древних человекообразных обезьян. Самыми отдалён­ными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14—20 млн лет назад, далее идут рамапитеки (10—14 млн лет назад). За ними следуют австралопитеки. Они, по мнению многих учёных, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза учёные связыва­ют с появлением homo habilis (человек умелый) 2,5—3 млн лет назад. Он изготовлял примитивные каменные орудия труда и охотился на животных. С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция при­вела к появлению (1,6 млн лет назад) homo erektus (человека прямоходящего), а затем и неандертальца (150—200 тыс. лет назад). В ходе антропогенеза переход от неандертальского че­ловека к homo sapiens (человеку разумному) совпал с форми­рованием существующих и ныне различных человеческих рас — европеоидной, негроидной, монголоидной. Найденные иско­паемые останки свидетельствуют, что человек является про­дуктом длительной эволюции жизни на Земле. Важной вехой в эволюции выступает прежде всего прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное — оно высвободило передние конечности для систематического ма­нипулирования предметами в качестве орудий труда (человек научился обрабатывать различные предметы и использовать их в качестве орудий труда). Ещё один эволюционный скачок — появление сравнительно крупного мозга. У совре­менного человека он в среднем равен 1450 куб. см. У человека умелого он составлял 650—680 куб. см, у человека прямоходя­щего — примерно 974, у неандертальца — в среднем 1350. Уве­личение объема мозга было связано с расширением возмож­ностей взаимодействия предков человека между собой и с окружающим миром. Постепенно закрепляется решающее отличие человека от других животных, даже от обезьян — это труд. Трудовая деятельность способствовала развитию обще­ния между людьми, что обусловило появление и развитие язы­ка и речи. Развитие речевого общения было одним из важней­ших факторов антропогенеза.

Существенная веха в антропогенезе и социогенезе была связана с изменениями в семейно-брачных отношениях. Ста­до человекообразных существ основывалось на эндогамии — близкородственных половых связях внутри стада. Антропоге­нез привёл к запрету близкородственных отношений и пере­ходу к экзогамии — установлению брачных отношений с чле­нами других общин. Эти и другие запреты (табу) явились первыми простейшими социально-нравственными запретами и ознаменовали переход человечества к нравственным ориен­тирам поведения, что явилось ещё одним важным фактором становления человека и его отдаления от животного мира.

Завершающей стадией антропосоциогенеза была так на­зываемая неолитическая революция, ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Развитие чело­веческого общества в дальнейшем было связано с различными вехами в разделении труда: исторически первым крупным об­щественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия, вторым — выделение ремесла, а третьим — вы­деление торговли в самостоятельные отрасли деятельности. Все эти изменения в хозяйственной деятельности не могли не сказаться на социальных процессах — переход к оседлому об­разу жизни (формирование племенных объединений), соци­альное расслоение общества, дифференциация форм созна­ния и др. создали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.

Похожие статьи
__BOTTOMSCRIPTS__