Монополия. Эссе по обществознанию. Экономика. ЕГЭ

«Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» ( А. Смит )

 

Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о сущности монополизма и его опасности для потребителя. В России проблема монополизма также стала актуальной, так как наша страна не более двух десятков лет строит рыночную экономику. Наряду со средним и мелким предпринимательством в нашей экономике также появляются монополии, и ряд цен на экономические блага формируется не рыночным способом, отчего и страдает потребитель.

Сущность монополии ранее других отмечает Адам Смит, известный экономист конца XVIII – начала XIX века. Он полагал, что цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей. Смит пишет о неограниченных возможностях монополиста в плане установления цен, ведь у покупателей в любом случае нет выбора – если им нужно удовлетворить свою потребность в товаре, они купят его, даже если плата за него будет той максимальной, которую они могут позволить. Я целиком и полностью разделяю мнение автора. Действительно, действия монополистов практически ничем не ограничены. В условиях отсутствия конкуренции производитель может не бояться того, что покупатель предпочтёт другого производителя или не купит товар. У потребителя просто не остаётся выбора, так как монополист контролирует и устанавливает цены.

Прежде всего, рассмотрим само понятие монополизма. Монополизм – это одно из проявлений «рынка несовершенной конкуренции», появление одной большой компании, устанавливающей контроль над производством и реализацией определённого товара или услуги. Ряд экономистов оценивает возникновение монополии как провал рынка, но в определённой степени сам монополизм рассматривается как проявление рынка и рыночной конкуренции. Принято различать монополии следующих типов: закрытая (защищённая от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений), естественная (необходимая в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов), открытая (при которой одна компания, в силу стечения обстоятельств, стала единственным производителем и поставщиком товара). Защищая себя от конкуренции, монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведённого товара на уровне максимизации прибыли. Это приводит к неэффективности распределения ресурсов: произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, и даже в случае непригодности к конкуренции его всё равно будут покупать. Само возникновение монополизма – искажение механизмов рыночной конкуренции, ущемление интересов потребителей – вызвало необходимость вмешательства государства и защиты конкурентной среды. В современном мире ведущую роль борьбы с монополизмом играет государство.

В современном мире мы тоже сталкиваемся с подобными явлениями. Так, в 2000 году компания Microsoft была признана монополистом в своей области. В России А. Б. Чубайс реструктурировал энергетическую отрасль с целью максимизировать её эффективность.

Каждая семья ощущает последствия монополизма. Не рыночным образом складываются цены на железнодорожные перевозки. В несовершенной конкуренции рынок монопольный.

Таким образом, проанализировав примеры и теоретические положения, мы понимаем, что Адам Смит в своём высказывании был абсолютно прав. В любом случае тот, кто обладает привилегией продажи определённого товара, будет стремиться заработать на этом как можно больше, что ведёт к неоправданно высоким ценам. Именно поэтому хороша рыночная конкуренция, где цены регулирует «невидимая рука рынка».

Похожие статьи
__BOTTOMSCRIPTS__