Общественный прогресс. Эссе по обществознанию ЕГЭ

«Цивилизация шла и шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас. Но теперь уже видно, что никуда не выведут; надо начинать новое» ( Л. Н. Толстой )

 

Выбранное мною высказывание посвящено осмыслению сущности, направленности общественного прогресса. Данный вопрос является актуальным, поскольку обществу важно понимать, каково направление его развития. Проблема прогресса не относится к вечным. Само её возникновение обусловлено исторической эпохой конца XVIII – начала XIX века. С развитием техники возрастают и темпы жизни людей, начинает формироваться индустриальная цивилизация. На этом этапе люди начинают рассуждать о направлении прогресса, его неоднозначности и противоречивости. Всё чаще человечество посещает вопрос о возможных угрозах, стоящих перед ним.

Великий русский писатель и мыслитель Л. Н. Толстой считает, что «цивилизация зашла в тупик», что «дальше некуда» и «наука с цивилизацией никуда нас не выведут». Таким образом, Толстой подчёркивает, что отдельно взятый научно-технологический прогресс не способен решить других проблем, например кризиса культуры и засилия безнравственности. Я полностью согласен с высказыванием Толстого и думаю, что действительно прогрессивное развитие техники и технологии порой обедняет другие области жизни, например духовную. Более того, общественный прогресс может даже способствовать новым проблемам, таким как ядерная война, демографический и экологический кризисы. Высказывание автора наиболее точно показывает, что прогресс – это противоречивое явление, которое несёт не только благо, но и зло. К сожалению, не всегда прогресс считается с гуманностью, он может приводить к плачевным последствиям.

Приведём теоретические доводы и аргументы в обоснование моей точки зрения. Прежде всего, рассмотрим само понимание общественного прогресса. Общественный прогресс – это совокупность всех поступательных изменений в развитии общества от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В разное время разными мыслителями общественный прогресс понимался по-своему, в соответствии с исторической эпохой. Например, французские просветители (А. Тюрго, М. Кондорсе) видели его в развитии человеческого разума, распространении просвещения. Некоторые мыслители (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперёд по состоянию общественной нравственности, приближению её к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. В XIX в. марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, степени развития производительных сил. Некоторые социологи считали, что прогрессом являются усложнение социальной структуры и рост социальной неоднородности. Современные же учёные приходят к выводу, что критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития её потенциальных возможностей.

По мнению большинства учёных, общественный прогресс – это явление сложное и неоднозначное, его нельзя представить в виде строго линейного вектора. В чём можно заметить неоднозначность прогресса? Человеческое общество – это сложный организм, развитие которого происходит неравномерно, по разным линиям. Существует много областей жизни, где прогресс выявить совершенно невозможно. Например, область духовного творчества и искусства. Допустим, сложно утверждать, что произведения, созданные в эпоху Возрождения или античности, менее прогрессивны, чем формы современного искусства.

Кроме того, неоднозначность прогресса можно проиллюстрировать тем, что последствия одних и тех же открытий и изобретений могут быть направлены как во благо, так и во зло. К примеру, открытие деления атомного ядра привело к созданию новых источников энергии, а также созданию массового оружия.

Следует выделить целый ряд критериев, которые помогли бы оценить те или иные явления как прогрессивные. Первый критерий – совершенствование техники и технологий, а также способов воздействия человека на окружающую среду. Вторым критерием представляется рост качества жизни, изменения характера труда. Далее – утверждение гуманистических принципов в жизни людей и расширение спектра прав и свобод современного гражданина.

Подтвердим высказанные нами теоретические доводы конкретными примерами. Положительные стороны прогресса можно заметить в улучшении качества жизни людей, процесса труда. Ярким примером послужит поточное производство сборочных конвейеров Г. Фордом в США в 1908 году, что заметно облегчило труд рабочих и способствовало улучшению процесса производства. Прогресс содействовал гуманизации общественных отношений. Это подтверждает отмена смертной казни в большинстве стран современного мира. Более того, сокращаются санкции физического и морального воздействия на человека. Также современный спектр свобод затрагивает и права животных, в современных правовых документах появляются статьи о жестоком обращении с животными.

Что же касается недостатков общественного прогресса, то их можно рассмотреть на примере развития биотехнологий. Генетические изменения, как правило, происходят в хозяйственных целях. В настоящее время всё чаще производят продукты с использованием трансгенов. Несмотря на увеличение количества урожая и его внешних признаков, ГМО всё же может служить источником заболеваний и мутаций организма человека. Ещё один простой пример – это возрастание количества машин на дорогах. Машина сегодня – это не только способ передвижения, но и один из основных факторов загрязнения окружающей среды, стимулирующих глобальное потепление.

Из личного опыта могу сказать, что появление новых средств связи, таких как мобильный телефон, Интернет несут противоречивые последствия. С одной стороны, они укрепляют связи между людьми, способствуют развитию коммуникативных способностей и позволяют заводить друзей по всему миру. С другой стороны, они способствуют развитию замкнутости человека, страха общения лицом к лицу и недостатка тактильных ощущений.

Итак, приведя теоретические доводы и ряд примеров, мы убеждаемся, что проблема общественного прогресса комплексная и прогресс в одной сфере жизни приводит к регрессу в другой, что очень метко выразил нидерландский философ Й. Хейзинга: «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце его пути – благо или зло».

Похожие статьи