Второстепенные члены предложения. Русский язык. Шпаргалка

Второстепенными называются члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложе­ния, поясняющие их и связанные с ними подчинитель­ной связью — согласованием, управлением или примы­канием. Если главные члены предложения образуют грамматическую основу, то второстепенные — не обра­зуют.

Определение

Определение — это второстепенный член предложе­ния, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой?, который?, чей? и относится к слову с предметным значением.

По характеру связи с определяемым словом и спосо­бу выражения различают согласованные, несогласован­ные определения и приложения.

Согласованные определения согласуются с опреде­ляемым словом в числе и падеже, а в единственном чис­ле ещё и в роде и выражаются словами со значением признака:

1) полным прилагательным или оборотом «прилага­тельное + зависимое слово»: Пришёл пригородный ав тобис; Строение, похожее на терем, привлекло внима- ние туристов.

2) местоименным прилагательным: Наши^ планы изменились; Не ходи по этомл] мостику;

3) порядковым числительным: Сверните в третий проезд;

4) полным причастием или причастным оборотом: Мы думаем о приближающемся матче; Деревья, кача- ющиеся на ветру, шумели.

Несогласованные определения связываются с глав­ным словом по способу управления {рубашка впюлоскг^ портфель отца) или примыкания (яйцо всмятку меч­та жениться) и выражаются:

1) существительным в косвенном падеже с предло­гом и без предлога: совет учителя, список группы, вет­ка сщнпшц шапка с ушами, юбка в складку^ и др.;

2) притяжательным местоимением 3-го л. (его, её, их): егю достоинства;

3) наречием: макароны по-флотски, дом ншт^оти^

4) сравнительной степенью прилагательного: ребё­нок постарше;

5) инфинитивом: время действовать;

6) нечленимым словосочетанием: учитель высшей квалификационной категории, товары повседневного^ спроса, добрейшей дщии человек и др.

Приложение

Приложение — это определение, выраженное су­ществительным: девочка-красавица, мой сосед Павел. Приложение согласуется с определяемым словом (име­нем существительным, личным местоимением, суб­стантивированным причастием, прилагательным, чис­лительным) в падеже: Маша-сластёна — нет Маши- сластёны — даю Маше-сластёне, кошка Мурка — кошке Мурке; может происходить также согласование в числе (студент-заочник — студенты-заочники), ноне всегда: журнал «Весёлые картинки». Приложе­ния, связанные с определяемым словом связью согласо­вания, называются согласованными (студент-заоч- ник, красавец мужчина), а связанные связью примы­кания — несогласованными (Ричард Львиное Сердце, журнал «Лиза» ).

Приложение может обозначать:

1) название предмета (географического объекта, со­оружения, учреждения, произведения, продукта, това­ра, блюда и т.д.): река Лена, озеро Селигер роман «Вой­на и мир», журнал «Знамя», кинотеатр «Дружба», конфеты «Коркунов», корабль «Королева Елизавета»;

2) различные характеристики предмета:

а) по назначению (сумка-холодильник, дом-фур- гон,

б) по качественному признаку (девушка-акти­вистка, Настя-спортсменка, школьник-второ­годник ),

в) по специализации (художник-маринист, сту- денты-юристы),

г) по роду занятий (Анка-пулемётчица, девушка- модель ),

д) по подобию (юбка-колокольчик, месяц-серп),

е) по возрасту (малышка сестрёнка, старик со­сед );

ж) по национальности (торговец-грузин, учитель- немец ) и т.д.

Приложение может также присоединяться союзом как в значении «в качестве»: Он прославился как хоро­ший оратор.

Имя собственное лица чаще всего является главным словом, а нарицательное, характеризующее это лицо по степени родства, статусу или другим признакам, явля­ется приложением: академик Д. С. Лихачёв, студент 5 курса Игнатов Иван и т.д. Однако имя собственное мо­жет стать приложением, если оно поясняет нарица­тельное и можно вставить «а зовут его...»: Мой отец, Силантьев Игорь Ильич, Герой России.

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложе­ния, называющий лицо, предмет или явление, на ко­торый распространяется действие или по отношению к которому проявляется признак.

Дополнение обозначает:

1) объект, на который направлено действие: присту­пить к задаче , испечь пирогу

2) объект восприятия: слушать музыку, видеть де­тей;

3) орудие действия: раскрасил гуашью, рубит топо­ром;

4) объект сравнения: лучше Маши, быстрее лидера;

5) отношение к производителю, владельцу, руково­дителю: директор музея, владелец замка;

6) совместность: журнал с приложением и др.

Дополнение выражается:

1) формами косвенных падежей существительных с предлогами и без: играть с котом, наслаждаться му­зыкой, гордиться достижениямлх;

2) местоимением: подойти к ним, размышлять об этом;

3) числительным: к пяти прибавить шесть;

4) субстантивированными словами: примкнул к ми­тингующим;

5) нечленимыми словосочетаниями: купил музы­кальный центр;

6) фразеологизмами: пригласить мастера на все руки;

7) инфинитивом: попросил замолчать[1]; посовето­вал подумать и др.

Прямое дополнение относится к переходному гла­голу[2] и некоторым словам категории состояния и выра­жается существительными и субстантивированными словами в следующих формах:

1) В. п. без предлога: рассказывать анекдоть1, сформулировать тезис, видно звёзды;

2) Р. п. без предлога при отрицании: не читал книг; не носит брюк;

3) Р. п. со значением части или неопределённого ко­личества: купить масла, налить кваса.

Косвенное дополнение выражается формами кос­венных падежей без предлогов и с предлогами (в том числе В. п. с предлогом): заступиться за девочку, взять у друга.

Дополнения могут иметь добавочные обстоятель­ственные значения: отдыхать у моря (у чего? и где?).

Обстоятел ьство

Обстоятельство — это второстепенный член пред­ложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятель­ствах совершается действие (время, причину, условие и т.д.), или указывающий способ, меру, степень прояв­ления действия или признака: пришёл поздно (когда?), плакал от обиды (по какой причине?), очень разговор­чив (в какой степени?) и др.

Обстоятельства могут выражаться:

1) наречием: исследовать глубоко, стрелять метко',

2) падежной формой существительного (с предлога­ми и без предлогов): относиться ^сочувствием, петь фальцетом;

4) инфинитивом: поехать отдохнуть[3];

5) нечленимым словосочетанием: отсутствовать три дня;

6) фразеологизмом: прочитать от корки до корки.

Выделяются следующие типы обстоятельств по зна­чению:

1) обстоятельства образа действия: идти притан­цовывая, бежать сломя голову, читать монотонно (обозначает качественную характеристику действия, способ его совершения и отвечает на вопросы как? ка­ким образом?);

2) обстоятельства меры и степени: жить за три мо­ря, весьма активный, слишком часто, говорить вполго­лоса (обозначает меру действия, пространства, време­ни, количества и отвечает на вопросы в какой мере? в какой степени? как долго?);

3) обстоятельства места: идти вдоль дороги, свер­нуть налево (указывает на место, направление марш­рута, взаимного расположения и отвечает на вопросы где? куда? откуда?);

4) обстоятельства времени: проснуться рано, при­ехать спустя час (обозначает момент времени, меру времени и отвечает на вопросы когда?);

5) обстоятельства цели: прийти поговорить, приго­товить для брифинга (обозначает цель, ради которой совершается действие и отвечает на вопросы зачем? с какой целью?);

6) обстоятельства причины: пропустить из-за бо­лезни, прихватить на случай дождя (обозначает при­чину, повод, основания события и отвечает на вопросы почему? на каком основании?);

7) обстоятельства условия: начнём при наличии большинства, сделает в случае договорённости (обо­значает условие, при котором может осуществиться действие и отвечает на вопросы при каком условии?);


8) обстоятельства уступки: начался вопреки прогно­зам; сделать, несмотря на возражения (обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на во­просы вопреки чему? несмотря на что?).



[1] От составного глагольного сказуемого эти случаи отличают­ся тем, что здесь два глагола обозначают действия разных лиц: просил один, а замолчать должен другой.

[2] Переходный глагол обозначает действие, которое не совер­шается в самом деятеле, а переходит на другой предмет или лицо: умыть (кого? ) ребёнка, нарисовать (что? ) пейзаж.

[3] Эту конструкцию нельзя считать составным глагольным сказуемым, так как в данном случае инфинитив указывает на цель движения, к тому же первый глагол, обозначающий движе­ние, не может являться вспомогательным.

Похожие статьи
__BOTTOMSCRIPTS__