Проблема личности учителя. Сочинение для ЕГЭ по тексту В. Пескова

Текст
(1)    Учитель    хотел, чтоб мы любили деревню.
(2)    —    Поэты вырастают в деревне. — (З)Для доказательства он вспоминал имена, и правда выходило: поэты вырастали в деревне.
(4)Учитель любил дисциплину, рассчитывал на уроке все до минуты. (5)Но когда на сухие репейники под окна опускались щеглы, он тихонько открывал раму и сыпал на подоконник семечки.
(б)Летом мы пололи свеклу, возили сено, ходили собирать землянику, молотили подсолнухи. (7)В первый день десятого класса учитель сказал:
(8)— Вот что, друзья, опишите мне поле. (9)Я хотел, чтобы вы учились не только по книжкам. (10)Я хочу знать, как вы любите землю...
(11)    Через    пять дней учитель принес тетрадки.
(12)    —    Петрову — «три», опять ошибки... но это сочинение я прочту вслух.
(13)    Петров    сидел красный и счастливый.
(14)    Учитель    закрыл тетрадку, сказал:
(15)    —    Хорошо. (16)Только как же ты перепелку забыл? (17)Это же лучшая песня на поле.
(18)Все улыбнулись, потому что знали слабость учителя. (19)В его холостяцкой избенке в клетке из тонкого хвороста жила перепелка...
(20)Мы подружились с учителем. (21)Уже после школы, приезжая в отпуск, я в первый же день стучался в избенку. (22)Учитель приносил из погребка холодные огурцы, варил на плите картошку и чай. (23)Когда все новости были рассказаны, мы чуть слышно свистели, и в клетке из хвороста начиналась песня: «Спать пора! Спать пора!..»
(24)    Чистые,    резкие звуки бились о стены, где висели пучки засохших цветов, репродукция левитановской «Осени», пожелтевшая фотография молодой женщины.
(25)    Учитель    листал тетрадки, а когда разгибался, чтоб отдохнули глаза, рассказывал:
(26)    —    Возле Одессы есть место: женщины утром по целой корзине набирают разбившихся перепелок. (27)Перепелки ночью летят на юг и в этом месте, как в коридоре, сбиваются в стаи и бьются о провода...
(28)Если я приезжал летом, мы уходили в лес или садились около ржи послушать вечерние голоса. (29)Над полем неслышно летал козодой, шмели обивали с колосьев пыльцу. (ЗО)На топком месте монотонно кричал одинокий дергач, а рядом во ржи били перепела.
(31)В нашей области у пастухов живет хорошая сказка. (32)Дергач пришел к перепелке посвататься. (33)«Нет, дружок, — ответила перепелка, — ты беден, у тебя и телушки нету...» (34)«Будет телушка», — ответил дергач и ушел на болото искать...
(35)    И,    должно быть, нашел.
(36)    «Тпрусь!    Тпрусь!..» — кричит дергач.
(37)    А    перепелка волнуется. (38)У перепелки самой ни кола, ни двора.
(39)    «Вот    — идет! Вот — ведет! Хлева — нет! Негде — деть».
(40)    «Тпрусь!    Тпрусь!» — гонит телушку дергач...
(41)    Сказку    мы вспоминали каждое лето.
(42)    —    Как придумано, а? А ты говоришь, пастухи!.. Вот что, в другой раз приедешь — пойдем ловить перепелок.
(43)    Это    был последний разговор с деревенским учителем. (44)Осенью я получил телеграмму: «Василь Николаевич умер...» (45)Я был в отъезде и опоздал попрощаться.
(46)    Школьники    показали холмик свежей земли на опушке.
(47)    Дальняя    родственница Василь Николаевича провела в хорошо знакомую комнату... (48)Пучки засохших цветов, репродукция «Осени», пожелтевшая фотография.
(49)    —    А это он велел вам показать...
(50)    В    свертке были стихи. (51)Я просидел у лампы всю ночь. (52)Стихи были слабыми. (53)Учитель знал это, и потому стихи много лет были стянуты старым шпагатом... (54)А как же быть с перепелкой? (55)Не подумав, я решил ее выпустить.
(56)Птица взвилась над скошенным полем и вдруг камнем упала на стежку. (57)Я подержал в руке теплый комочек. (58)Сердце не билось. (59)Слишком долго пробыла в клетке...
(В. Песков)


Сочинение
Воспоминания В. Пескова, известного натуралиста, посвящены детским годам и, прежде всего, его любимому учителю. Может, именно под влиянием этого педагога родилась в душе его ученика любовь к природе, желание изучать ее? Раздумывая над этим, я пришел к выводу о том, что проблема, поднимаемая автором, связана с отношениями учителя и ученика.
Автор рассказывает о своей дружбе с учителем. О том, как педагог учил любить природу, землю, деревню, как своим личным примером показывал, что значит чувствовать все живое. Учитель не преуспевал в жизни, он писал слабые стихи, жил в жалкой избенке, но именно к нему спешил автор, чтобы поговорить, получить совет. Учитель открывал для В. Пескова мир природы. Он рассказывал сказки, истории из жизни, хвалил, когда что-то хорошо получалось, делал справедливые замечания.
Позиция автора текста не сформулирована открыто. Но, мне думается, автор хотел сказать нам о том, что настоящий учитель становится для учеников старшим другом, о котором помнят всю жизнь. Вряд ли таким был для детей учитель классических языков Беликов, герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Он радовался, только когда читал инструкции и циркуляры, всегда ждал, что случится что-то плохое, искал, за что надо наказать гимназистов, все высматривал, шпионил и больше молчал. Этот закрытый для всего мира человек не мог снискать любовь учеников, и вряд ли кто-то из них захотел бы стать его другом.
Совершенно другой образ наставника представлен в рассказе В. Распутина «Уроки французского». Автор создал образ преподавательницы французского языка, которая приняла материнское участие в сложной судьбе своего ученика. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны — она стала играть с мальчиком «в пристенок» на деньги — скрывается человеческое стремление помочь другому. Так учительница давала ребенку в трудное послевоенное время получить немного денег на пропитание. Это пример гуманности, способности к жертвованию своими интересами ради спасения ребенка.
Я думаю, что настоящий учитель — это любящий человек, какой и была Лидия Михайловна.

Похожие статьи