Главная страница

Унылая пора, очей очарованье – какие замечательно точные строчки написал Пушкин почти два столетия назад. Немного изменилось с той поры: все также осенью дни идут на убыль, все так же солнце меньше греет, а ночи становятся прохладнее.

Осенняя природа удивительно красива, ее изумительное сочетание красного, желтого, коричневого заканчивается то бурным, то мягким шелестом падающих листьев. Как чудесно наблюдать за разными деревьями, некоторые опадают при первом похолодании, а некоторые не верят, что наступила осень и упорно ждут тепла. Но ласковое тепло придет через полгода.

Только осенью происходит интересное природное явление: шуршащие листочки падают вниз. По дороге к земле они успевают станцевать сложный и немного печальный танец. Листья кружатся, ложатся на землю, вновь поднимаются ветром вверх, чтобы окончательно опуститься на холодный и влажный асфальт. Некоторым листьям удается долететь до верхних этажей многоэтажных домов и оттуда посмотреть на красивую осень внизу. Эта пора, когда асфальт в городе на несколько недель становится золотым. Как все недолговечное, красота золотого листопада насыщенна очаровательной грустью и предвкушением черно-белых красок зимы. Потом появляются люди в оранжевых жилетах и начинают мести улицы. Они неспешно метут, листья мягко шуршат и покорно укладываются в большие черные пакеты. Только в лесу листья некому убирать, и они лежат чудесным разноцветным ковром, создавая из года в год одеяло для зимнего леса

Осень бывает разной. В сентябре она переливается сочными красками и радостно делится с нами своими дарами садов, полей и огородов. В октябре с его холодными ночами и бодрящими днями начинается листопад. Прогретые дневным солнышком листья желтеют, краснеют и падают. На голых ветках уже нет птиц, остались только вороны. Их грустные крики как будто говорят: осень пришла, осень пришла! Начинается период холодных дождей, после которых земля усыпана уставшими листьями и ветками. И вот наступил ноябрь, листьев уже почти не осталось. Редкие одинокие листочки крепко держатся на ветвях. Злой ветер бросает их, крутит, выворачивает, стремясь оторвать и отправить в путешествие, из которого листья уже никогда не вернутся. А потом наступает момент, когда деревья замирают в ожидании холодной зимы, но они знают, что зима закончится, и задорные воробьи возвестят о начале весны.

 

Я очень люблю животных. Но больше всего, конечно, своего хомячка Хомку. Он маленький и такой беззащитный. У Хомки серый окрас шерсти с небольшими темными полосками по спине. Небольшие ушки прижаты к телу. Он поднимает их, когда слышит мои шаги. Тогда он поворачивается в мою сторону и ждет лакомство, которое тут же прячет за щеку. Съедает он его позже у себя в норке.

Лапки у Хомки светлые. Он ловко цепляется ими за мою одежду, забираясь ко мне на плечо. Это его излюбленное место. Там он путешествует со мной по квартире. Там же сидит или спит, когда я делаю уроки. Иногда он спускается с плеча на стол и ходит по моим тетрадкам и учебникам, как будто хочет разобраться в задаче и помочь мне ее решить.

Мордочка у Хомки маленькая с темными глазками-пуговками. Он так ласково смотрит на меня, что мне становится тепло и уютно. Мне нравится как раздуваются его щеки, когда он ест. Так забавно наблюдать за ним. Хомка очень чистоплотный. Для еды у него всегда одно место. Там он даже убирает, сдвигая мусор в другую часть клетки.

Я очень люблю своего хомячка. Для меня он – лучший друг. Когда мне тяжело, я беру его на руки, глажу мягкую шерстку, и мне становится легче.

   

Михаил Васильевич Нестеров – русский художник, который открыл новую страницу в развитии русской живописи.

Мне очень понравилась картина «Лель. Весна». Все полотно занимает пробуждающаяся от зимнего сна природа. Березки с чуть проклюнувшимися листочками. Потемневшие, налившиеся соком сосны и ели. Покрывшиеся молодой зеленью осинки. Чистая вода, в которой отражается высокое голубое небо с белыми облаками. От каждого деревца, от каждой травинки веет свежестью. Кажется, что ты чувствуешь, как веет теплый весенний ветерок. Он такой легкий, что даже не шелохнутся ветки деревьев, не пробежит рябь по прозрачной глади лесного озерца.

Среди деревьев, по берегу озера, бродит с дудочкой молодой Лель. Лель – это бог любви в славянской мифологии. От его игры на дудочке природа пробуждается после долгой зимы. По-моему, именно этот миф и воплотил Нестеров в своей картине. Молодой человек бредет по берегу, и все вокруг расцветает: земля покрывается зеленой травкой, на деревьях распускаются листочки. Небо становится голубым, а облака белыми-белыми с сине-розовым отливом от яркого весеннего солнышка.

Лель одет в традиционный наряд крестьянина: рубаха-косоворотка, полотняные штаны, онучи и лапти. Лишь шапка на нем яркая, нарядная. Его дудочка – это тоже национальный инструмент, на котором часто играли пастухи в русских деревнях.

Картина М.В. Нестерова «Лель. Весна» наполнена светом. Он пронизывает все вокруг. Солнцем озарен лес. Зеркально блестит вода в озере. Лишь за косой она темная, но это от отражающихся в ней сосен. Эта картина оставляет неизгладимое впечатление.

   

Анализ стихотворения «Смятение»

Стихотворение Анны Ахматовой "Смятение" является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. "Смятение" представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.

В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.

Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать "приговор", дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её "взлететь" и полностью сковала её душу.

Тюльпан у тебя в петлице.

И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.

Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. "Замирания" и "крики" свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.

   

Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния – поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, – «Белой ночью». Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем (Гумилевым, её первым мужем). Венчавшись в 1910, в 1918 они расстались, имея общего сына – Льва (1912 г.р.).

Интересно, что подавляющее большинство стихов А.А. Ахматовой, начиная с самых первых, вышедших как раз в 1911 году в журнале «Сириус», не имевшем успеха у публики, наполнено болью и горечью утраты. Словно эта молодая женщина, едва переступившая порог двадцатилетия, уже испытала нескончаемую череду расставаний, разрывов и потерь.

Не стало исключением из общего «ахматовского» правила и «Белой ночью». Хотя в тексте нет совершенно ничего «белого» и светлого.

Действие происходит вне времени, вне пространства. В царской России – и с тем же успехом – в СССР, в Подмосковье – и в Париже, например. Ведь там тоже растут сосны, а солнце садится в «закатный мрак хвой». Жизнь лирической героини «адом» может быть везде. И всегда. Поскольку любимый оставил её и не пришел «назад».

Взаимоотношения героев прослеживаются четко, если связать это конкретное стихотворение с другими, хотя бы самыми известными, теми, что на слуху у каждого школьника: «Пленник чужой, мне чужого не надо», «Сердце к сердцу не приковано», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне с тобою пьяным весело»…

Лирическая героиня – эмоциональна, взбалмошна, горда и насмешлива. Влюблена она страстно и безоглядно, верна и готова быть покорной, но не может показать этого мужчине, из боязни его доминирования, презрения, потери интереса к ней (момент спорный и обсуждаемый). Поэтому в пылу ссоры она оскорбляет его, сама того не желая, доводит до разрыва – временного или окончательного – этого она и сама не знает в момент написания стихотворения (изливания сиюминутных эмоций).

Внимательный читатель может догадаться и о герое, который незримо присутствует в каждой строке текста, которым полно каждое слово, как и душа героини. Он, возможно, не слишком уверен в себе, излишне эмоционален и обидчив, наверняка не выносит критики. Скорее всего, он не настолько силен духом и волей, как это требуется нашей героине… Раз ушел и не возвращается. Или же он недостаточно любит её? Или разлюбил вовсе? К счастью, у поэтических текстов не может быть однозначной прямолинейной трактовки, если это не детская считалка.

Размер стиха: четырехстопный ямб. Рифма мужская (ударение падает на последний слог строки), по расположению рифмующихся строк – перекрестная (абаб). Все 3 куплета рифмуются одинаково – сбоев и внутритекстовых конфликтов нет.

Жанр произведения: любовная лирика. Если рассматривать эмоциональную составляющую, это, в некоторой степени, - послание. И даже воззвание, призыв влюбленной женщины. Признание ошибок, раскаяние и обещание… Но – чего? Измениться? Извиниться? Любить?

Несколько слов о тропах. Немного эпитетов, избытка определений нет: мрак хвой – закатный, ад – проклятый. И все. Выразительность и эмоциональный накал достигаются в этом тексте другими средствами.

Единственное сравнение: «жизнь – проклятый ад». Или же это – гипербола? И можно ли гиперболой назвать «опьянение», наступающее от «звука голоса»? Вопрос спорный.

А.А. Ахматова вообще не старалась свои стихотворения «расцветить» аллегориями и олицетворениями, метафорами и эвфемизмами. Была довольно скупа на употребление витиеватостей и кокетливого жеманства. Если тексты и обвиняли в некоем «аристократизме», «старорежимности» и «искусственности», то напрасно. Её стихи могут быть понятны и «простому люду». Достаточно быть искренним и уметь любить.

   

Страница 9 из 28