Главная страница

Что такое читательское взросление каждый понимает по-разному. Одни считают, что чем больше они читают, тем становятся взрослее, другие полагают, что можно читать немного, но «серьезные» книги со смыслом, и тогда ты непременно повзрослеешь в духовном плане. Так что же означает читательское взросление? Количество прочитанных книг или их содержание?

Я считаю, что читательское взросление определяется не количеством книг, которые ты прочитал. Можно прочесть миллион бессмысленных произведений – от некрасивых стихов до слезливых любовных романов, где всегда будет счастливый конец, и они не заставят задуматься и «повзрослеть».

Те чувства, которые вызывает произведение, эмоции, переживания за героев, повод задуматься над теми проблемами, которые автор раскрывает в книге – вот то, что заставляет человека взрослеть в читательском плане. И я не исключение.

Чтение книг – это как движение по лестнице, ведущей вверх. Прочитал книгу, которая не просто тебе понравилась, а что-то изменила в тебе – поднялся на ступень выше. Прочитал еще одну – еще поднялся.

Мне, как и многим моим одноклассникам, любовь к чтению привили еще в первом классе. Но тогда я читала только букварь и небольшие сказки проколобка или репку. По мере того, как я переходила из класса в класс,  это любовь не пропала. С каждым учебным годом мы читаем все больше произведений, и большинство из них становятся как раз той ступенькой на лестнице, по которой я двигаюсь вверх. Многие книги я перечитываю по несколько раз. Это  «Кладовая солнца», «Левша», «Капитанская дочка», повести «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель», «Тарас Бульба» и многие другие. Герои этих произведений являются примером для меня. Особенно меня впечатлило произведение Лескова Н.С. «Левша». Главный герой – это Умелец и Мастер с большой буквы, такими людьми должна гордиться вся наша страна.

Наверное, когда я буду учиться в старших классах и читать другую литературу, в том числе и зарубежную, герои, которые сейчас являются идеалом для меня, будут совсем другими. Сменятся ориентиры и цели в жизни, появятся другие идеалы. И все это во многом благодаря книгам. Наверное, это и есть читательское взросление.

 

В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба». Для него не была важна историческая достоверность описываемых событий. Писатель ставил перед собой совсем другую задачу. Он стремился показать героя, который главную цель своей жизни видит в освобождении родной земли. И ради достижения этой цели он не жалеет ничего и никого.

Таков главный герой повести Тарас Бульба. «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть в тяжелый XV век…». Н.В. Гоголь любуется своим героем, восхищается его умом, силой и могучим духом. Всем своим обликом Тарас Бульба напоминает героев народных сказаний, былин, героических песен. Описывая время, когда жил старый казак Бульба, Гоголь пишет, что «русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

Гоголь не дает подробного портрета главного героя повести. Его внешность рисуется несколькими скупыми штрихами. Авторскую оценку образа Тараса Бульбы читатель получает из описания сначала убранства его дома, а позже из описания его поступков в различных жизненных ситуациях: у себя дома, среди товарищей в Запорожской Сечи, в бою; в момент казни собственными руками предавшего товарищей младшего сына Андрия; на площади в Варшаве во время казни старшего сына Остапа; на костре, который пылает у него под ногами.

И везде писатель подчеркивает недюжинную силу своего героя, его верность товариществу, общему делу, его могучий, несгибаемый дух, его ум и смекалку. Мирная, праздная жизнь в Сечи не по душе старому воину. Он хочет настоящего дела. Но отказывает ему кошевой в организации похода на врагов. И хитрый воин Тарас Бульба, «сговорившись с тем и другим», избирает другого кошевого.

Пламенная речь Тараса о товариществе перед решительным сражением зажигает великим огнем самопожертвования ради общего дела сердца и старых, и молодых казаков: «Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старым родителям, родившим их».

Рисуя картины боя, Н.В.Гоголь использует приемы, принятые при изображении былинных героев: «Там, где прошли незамайковцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!» Старый воин Тарас Бульба рубит «в капусту встречных и поперечных». Но особой силой звучат заключительные слова Гоголя о своем герое, который является воплощением русского духа, могучей русской силы: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

   

В рассказе Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с главной героиней произведения – старой, скрюченной женщиной, которая знает много сказок и легенд. Она с удовольствием делится с автором своими знаниями и воспоминаниями.

Старуха Изергиль рассказывает о своей молодости, о поисках счастья. Оказывается, эта бедная женщина в молодом возрасте сбежала из дому – и с тех пор ни разу не возвращалась в отчий дом. Самое удивительное – это полное отсутствие чувства сожаления в словах этой женщины. Правда, при внимательном прочтении вдруг становится ясно, что Изергиль считает в такой участи виновной только себя. Она утверждает, что каждый человек строит свою судьбу сам, а не судьба находит его. Стоит только сильно захотеть – и мир вокруг тебя сразу же изменится, а современный человек просто слишком ленив для настоящих действий. В какой-то момент читателю может показаться, что эта измученная женщина обращается именно к нему. От этого ощущения становится немного не по себе, но где-то в глубине души человек все равно соглашается с потрясающей мудростью Изергиль.

Мы часто чего-то ждем: удобного случая, своего счастья, надеемся на чудо, а потом долго обижаемся, что чудо не произошло. Человек должен действовать, он должен жить по-настоящему, не выжидать чего-то. За неумение жить Изергиль не нравились современные люди, ибо ей казалось, что они экономят силы и чувства.

Человек приходит в этот мир для жизни, бурной и энергичной. Нельзя откладывать на «завтра» свои действия, поступки, так как «завтра» может никогда не наступить. Просто нужно дружить, любить и общаться так, как будто вы живете последний день – и вы сможете ощутить настоящий вкус жизни.

   

Детство – прекрасная и счастливая пора, когда человек живет без забот. Но это только на первый взгляд кажется, что в детстве у растущего человека нет никаких проблем, что его жизнь наполнена одними радостями, что нет тревог. Лев Николаевич Толстой в своей трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» наглядно показал, как происходит становление личности человека с детских лет до юношеской поры.

И все же детство – золотая пора, когда познается окружающий мир, наполненный столькими тайнами, мир прекрасный и манящий, мир, в котором так интересно жить. Главный герой трилогии Николенька Иртеньев, как и любой другой ребенок, переживает первые радости, делает первые открытия, испытывает первые разочарования и переживает огромное горе. Он учится быть человеком с его достоинствами и недостатками. Толстой без прикрас показывает все хорошее, что есть в его герое, и все отвратительное, постыдное, что также в нем присутствует. Николеньку, расстроенного предстоящим отъездом, все раздражает. Карл Иванович кажется ему противным, злым. И колпак и халат – все вызывает в мальчике недовольство. Но вот он успокоился, помирился со своим учителем и недоумевает, как он мог так плохо о нем думать.

Детство потому называют золотой порой, что ребенок живет, прежде всего, своими чувствами, он еще не скован условностями взрослой жизни. Если ему больно, он плачет, если ему радостно, он бурно проявляет свой восторг. Так же в ребенке проявляется и любовь, и жестокость. Николенька влюблен в Сережу Ивина. Его восхищает сила, ловкость мальчика, его смелость. Все в нем кажется Николеньке прекрасным. И вместе со своим кумиром герой участвует в издевательствах над слабым и беззащитным Иленькой Грапом. И все же что-то шевельнулось в душе мальчика. Интуитивно он почувствовал, что поступает нехорошо. Осознание всей жестокости и неприглядности поступка придет к Николеньке чуть позже.

Толстой постепенно, шаг за шагом анализируя каждый поступок своего героя, раскрывает читателю «диалектику души» - сложный и многообразный мир детских переживаний, становление личности человека, его духовный рост.

   

Много интересных личностей создал Н.В. Гоголь в своей повести «Тарас Бульба». К каждой из них автор подбирал не только определенный характер или склад ума, но еще и внешность, которая должна была бы раскрыть образ героя, показать его сущность.

Примером может служить внешний вид главного персонажа – Тараса Бульбы. Длинные усы, суровый взгляд, крепко сложенное тело, прямая осанка, несмотря на возраст – все это характеризует его, как сильного духом, решительного человека, который всегда готов к действию и может соперничать с молодыми казаками. Тарас не любил роскошь, но на бой всегда надевал красивую одежду и также украшал своего коня, что говорило о том, какое именно его настоящее увлечение, а также от чего он по-настоящему получал удовольствие. Люлька в зубах, из-за которой он погиб, шапка, оружие за поясом – вещи, которые обычно носят с собой все казаки. Если рассматривать всю внешность Тараса в целом, то она ничем не отличается от тысяч других его товарищей. Видимо, Н.В.Гоголь хотел сделать образ главного героя собирательным, показать, что он такой же, как и все остальные казаки, также храбр, по-своему груб, и ничем он от них не отличается. Наверное, автор пытался рассказать нам об этих людях, объединив их всех в одного Тараса Бульбу, показать их силу и храбрость, а также любовь к родине. Представляя себе внешность этого человека, остается только удивляться той силе, мужестве, храбрости, которая присуща тому времени.

Немногие люди, прочитав повесть Н.В.Гоголя, поймут причину всех поступков и действий Тараса Бульбы. Но одно можно сказать точно – это действительно интересный образ, который, благодаря своей многогранности, еще очень долго будет являться примером настоящей русской силы и патриотизма, который был силен в душах людей настолько, что они были готовы убить сына, если бы узнали, что он предатель.

   

Страница 4 из 28