Трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны (по роману М А Булгакова «Белая гвардия»)

PDFПечатьE-mail

Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» проникнут настоящей любовью автора. Он рассказывает о событиях, происходящих в судьбе молодого поколения большой и дружной профессорской семьи, о тоске человека по счастью бывшему и настоящему, о минутах радости и потерях, связанных с грозными событиями. Это какая-то надрывная ностальгия по минувшим временам, когда человек ощущал себя нужным и счастливым. Это взгляд из безобразного настоящего в прекрасное прошлое, детство,) юность. Писатель бережно хранит в себе эти воспоминания и охотно делится ими с читателями.

Но история жестко и неумолимо вторгается в эту жизнь и вносит в нее неизбежные коррективы. Трагичны последствия революции и гражданской войны: кровь, ужас, нелепые смерти, полная неразбериха и хаос, в котором вынуждены существовать герои романа. Сам Булгаков своим долгом, как известно, считал «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране», в частности изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира». В романе автор говорит о трагедии интеллигенции.

Теперь для них все в прошлом. Прошла пора безмятежного счастья, юношеской влюбленности, ; развития личности. На пороге — безжалостная реальность с ее жестким требованием борьбы противоположностей и вследствие этого обилием смертей.

Внешние события герои воспринимают как какой-то смерч, ураган, катастрофу: «Налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь, как страшный вал смывает пристань».

Именно это блуждание людей в тумане совершающихся исторических событий и лежит в основе произведения. Тема потерянного поколения, абсолютно не ориентирующегося в происходящем, далекого от реальной жизни, жившего в своем строго ограниченном мирке и не понимающего значения надвигающегося, заявлена здесь довольно остро. Теперь представители этого поколения вынуждены лицом к лицу столкнуться с исторической неизбежностью и испытывают растерянность в связи с этим. Калейдоскоп событий не оставляет времени на обдумывание и составление определенного мнения. Трудно дается героям понимание необходимости выбора: «Просентиментальничали свою жизнь. Довольно».

Они не знают и боятся своего народа. На пороге гражданской войны они собираются у печки вокруг знаменитой лампы и наивно занимаются воспоминаниями о прошлом. Жизни в настоящем у них нет. Они не представляют себе масштаба происходящего, верят всем: газетам, властям. Они постоянно только ностальгируют.

При всем при этом герои прекрасно понимают, что возвращение старого невозможно. Невозможно не только в смысле реставрации старых социальных отношений, а в первую очередь в плане восстановления прежних идеалов: «...не остановите этого развала и разложения, которые свили теперь гнездо в душах человеческих». И Турбины, и Мышлаевский, и Лариосик — все выбиты из привычного ритма жизни и не находят в ней опоры. Роман как-то естественно вызывает в памяти строки произведения А. Толстого. Его герои тоже преодолевают страдания нравственного и физического характера, их «хождения по мукам» характерны для всего поколения. Разобраться и выбрать — вот вопрос, который каждый решает для себя. Может быть, трагедия русской интеллигенции в том и заключалась, что она верила в необходимость своему народу. Ошибалась она или нет — это решило будущее. И оно было страшным. Но в данном случае главное — это то, какие люди принимали суд истории и каковы были их нравственные критерии. Эпиграф «Белой гвардии» о метели и заблудившихся в ней людях взят Булгаковым из «Капитанской дочки». Тем самым автор подчеркнул, что речь в его первом романе идет о людях, вначале трагически заблудившихся в железном буране революции, но все же нашедших в ней свое место, определивших свой путь и давших свою оценку историческим событиям. С помощью этого же эпиграфа писатель указал и на свою непрерывающуюся связь с классической традицией, прежде всего с историзмом Пушкина, его «Капитанской дочкой» — замечательным произведением-размышлением великого поэта О русской истории и русском народе.

Крушение старого мира в «Белой гвардии» не означало гибели России, ее народа, ее великой культуры. Сумели выжить и выбрать свой путь Турбины, не погибла и «Капитанская дочка» из их библиотеки, предсказавшая трудную судьбу русской интеллигентной семьи, ощутившей себя частью своего народа. Да и сама страна оказалась не такой уж пропащей, как пророчески сказано в романе, ее, как и Турбиных, ждали новые испытания, «более грозные времена».

Невольно став участниками и свидетелями великих потрясений, Турбины восприняли их жестокий урок истории, но, пройдя сквозь смерть и кровь, постигли их законность и смысл. Они, в отличие от других представителей русской интеллигенции, остаются в России, со своим, еще не окончательно понятым ими народом. Поэтому история этой очень обычной семьи становится символом исторического перелома, происходящего прежде всего в душах каждого его участника.
О необходимости существования в жизни понимания и гуманности напомнил в жестокие и прямолинейные 1920-е годы роман «Белая гвардия», написанный с любовью и проникновенностью.

Ясно, что любовь эта предельно требовательна, в романе немало иронии и даже сатиры, и трагическая уязвимость Турбиных и других персонажей для писателя очевидна. Автор отстаивает идею прозрения лучших представителей русской интеллигенции и единения их со своим народом. Знаменательна фраза Мышлаевского, который теперь собирается служить новой России: «Прежней (страны) уже не будет, новая будет».

Этой идеей проникнуто все творчество Михаила Булгакова. Везде он отстаивает единение и борется с разложением и разбродом. Его «Белая гвардия» — книга о молодости, попавшей в огонь истории и выстоявшей, ибо, как говорил переживший все это автор, «жизнь нельзя остановить».

Похожие статьи
__BOTTOMSCRIPTS__